Глава III. Модификация и интерпретация результатов. Дополнительные результаты
III.1. Существенные воздействия на распределения
Результаты, представленные в главе II (таблицы II.2 и II.3), получены обработкой полного массива исходных данных и отражают абсолютные величины частоты исполнения отдельных песен и исполнения песен отдельных авторов.
Однако, существует несколько моментов, заставляющих критически отнестись к этим результатам.
Проекция топ-20 популярных у тульских исполнителей песен на - умозрительную – картину подобного распределения в масштабе всей России, выявляет несколько не очевидных позиций. Например, «Штучка», В.Кабанов; «Звоны», И.Гель; «Марш домохозяйки», Р.Нур и некоторые другие занимают неадекватно высокое априорным представлениям место. Анализ генезиса этих аномалий показал, что их относительно высокий рейтинг обусловлен многократным исполнением одним исполнителем одного и того же произведения. Таким образом, в массиве творческих актов наличествуют условные «песни одного исполнителя». Это может быть обусловлено как особыми пристрастиями исполнителя к определенной песне, так и ограниченностью репертуара, заставляющей повторять один и тот же номер из концерта в концерт.
Следующим фактором, искажающим объективность данных, являются песни, которые для определенности назовем «ритуальными». Исполняются по заказу публики, либо из соображений «как же без нее». Как правило, это заключительные песни сборных концертов, когда все разом, взявшись за руки, осознают, как здорово, что все мы здесь. К «ритуальном» автор исследования отнес следующие произведения:
Милая моя Ю.Визбор
Когда мы вернемся Ю.Визбор
До свиданья, дорогие (согласно допущениям, п.I.2) Ю.Визбор
Кудряшки автор не установлен
Только так! Иваси
Как здорово, что все О.Митяев
Укажем, что, как «ритуальные», произведения классифицировались безотносительно к частоте из исполнения. Так «Только так!» и «Как здорово» в исходном массиве встречаются 2 и 1 раз соответственно, что, впрочем, может быть связано и с купированием исходной информации (см. п.I.3).
III.2 Модификация рейтинга песен
Для построения рейтинга песен с учетом фактора «песен единственного исполнителя», будем включать в подсчет исполнение песни отдельным исполнителем только один раз. Таким образом, графа «Количество исполнений» приобретает смысл «количество исполнений различными исполнителями». «Ритуальные песни», включеные в подсчет, выделены курсивом.
Результаты модификации для количества исполнений более двух приведены в таблице III.1.
Таблица III.1. Популярность песен среди исполнителей
Рейтинг |
Название |
Автор |
Количество
исполнений |
1 |
Тронется |
О.Митяев |
6 |
2 |
Зелёная
карета |
А.Суханов |
5 |
3 – 4 |
Соглашайся на
легкий флирт |
О.Пономарёв |
4 |
Милая
моя |
Ю.Визбор |
5-12 |
Штучка |
В.Кабанов |
3 |
То были капли
дождевые |
Мищуки
|
Твой голос в
трубке телефонной |
А.Лебедев |
Сексопатолог |
О.Красота |
Малыш |
В.Ланцберг |
Кудряшки |
автор не
установлен* |
Девушка из
харчевни |
Н.Матвеева |
Город |
Ю.Кукин |
*
Андрей Баранов на стихи Анны Ахундовой
Все остальные произведения, включенные в исходный массив данных, исполнялись двумя или одним исполнителем.
Предварительный анализ результатов.
Прежде всего, из рассмотрения следует исключить О.Красоту с «Сексопатологом», поскольку 3 разноисполнения песни были обеспечены дуэтом «Шуршики» и каждым из его участников в отдельности, что не позволяет считать эти исполнения полноценно различными.
Заметим, что число произведений, исполненных за рассматриваемый период более 3 раз, уменьшилось с 17 до 4 после введения поправки на «песни одного исполнителя». Практически сохранил свою вторую позицию А.Суханов, с третьего-пятого переместился на первое О.Митяев, из второго десятка на 3-4 место поднялся О.Пономарёв. Р.Нур, О.Красота (учитывая вышесказанное), И.Гель покинули рейтинг.
III.3 Модификация рейтинга автора. Альтернативный критерий оценки
Проведем модификацию, аналогичную выполненной в предыдущем разделе, для рейтинга авторов исполнявшихся песен, ограничиваясь первыми 20 позициями. Будем подсчитывать только один раз исполнение каждого автора отдельным исполнителем. Результаты в таблице III.2.
Таблица III.2.
Популярность авторов среди исполнителей
Рейтинг |
Автор |
Количество исполнений |
Из них –
«ритуальных» |
1 |
Ю.Визбор |
20 |
5 |
2 |
Б.Окуджава |
15 |
|
3 |
Иваси |
13 |
2 |
4 |
О.Митяев |
11 |
1 |
5 |
Ю.Ким |
10 |
|
6 - 8 |
Ю.Кукин
|
9 |
|
Мищуки |
А.Суханов |
9 - 12 |
Е.Клячкин |
7 |
|
В.Ланцберг |
В.Егоров |
А.Городницкий |
13-15 |
В.Высоцкий |
6
|
|
В.Берковский |
А.Розенбаум |
16-20 |
А.Киреев |
5 |
|
С.Никитин |
Р.Нур |
М.Щербаков |
Л.Сергеев |
Здесь, как и ранее, количество исполнений означает количество исполнений различными исполнителями.
Песни других авторов исполнялись 4 и менее исполнителями.
Наложения фильтра «авторы одного исполнителя» изменило по сравнению с результатами таблицы II.3 распределение популярных авторов в пользу классиков жанра.
Учет «ритуальных» песен не сказывается существенно на позиции автора.
До сих пор мы оценивали популярность автора по общему количеству исполнений или по количеству исполнений различными творческими единицами. Попытаемся изменить способ оценки, предполагая, что популярность автора напрямую связана с количеством его песен, известных исполнителям (точнее, исполненных в исследуемый период). Для этого подсчитаем количество различных песен каждого автора, исполненных в исследуемый период. Результаты в таблице III.3.
Таблица III.3. Количество различных песен по авторам
Рейтинг |
Автор |
Количество
исполненных
песен |
1 |
Ю.Визбор |
29 |
2 |
Иваси |
24 |
3 |
Б.Окуджава |
20 |
4 |
О.Митяев |
19 |
5 |
В.Высоцкий |
12 |
6-8 |
А.Розенбаум |
10
|
Ю.Кукин |
В.Егоров |
9-10 |
Р.Нур |
9 |
М.Щербаков |
11-16 |
Ю.Ким |
8 |
О.Красота |
Мищуки |
Е.Клячкин |
А.Фошин |
А.Городницкий |
17-19 |
С.Никитин |
7 |
В.Берковский |
А.Киреев |
20-24 |
Л.Сергеев |
6 |
В.Попов |
В.Ланцберг |
А.Колмыков |
А.О'Карпов |
25-26 |
 А.Суханов |
5 |
А.Лебедев |
27-31 |
Ю.Аделунг |
4 |
Э.Сайфуллин |
В.Кабанов |
Б.Вайханский |
А.Козловский |
32-39 |
Т.Шаов |
3 |
С.Смирнов |
С.Крылов |
З.Ященко |
В.Миляев |
А.Макаревич |
А.Иванов |
А.Дольский |
Итого |
Авторов 39 |
Песен 301 |
Приведенные результаты близки к фундаментальной постоянной 20/80: 70% исполненных песен принадлежат 27% исполняемых авторов. Изменение критерия популярности приводит скорее к когнитивному, чем к рейтинговому результату. Первые двадцать позиции рейтинга авторов по исполнениям разными исполнителями и по исполнению различных песен крайне близки, как по номенклатуре, так и по относительным позициям авторов. Для целей настоящего исследования можно считать доказанным равноправие указанных критериев.
III.4. Дополнительные результаты исследования
III.4.1. Пророки в своем Отечестве
В качестве первого побочного результата рассмотрим место тульских авторов в концертной деятельности тульских исполнителей за исследуемый период. Напомним, что авторские исполнения в массив данных не включены.
Тезис об отсутствии пророков в своем Отечестве собранные данные полностью подтверждают.
Укажем, что в разделе
Тульские авторы приведены указания на, по крайней мере, 26 «полных» авторов. Сравним с имеющимися в исходном массиве данными, таблица III.4.
Таблица III.4.Тульские авторы, исполняемые туляками
Автор |
Песня |
Всего исполнений |
С поправкой
на единственного исполнителя |
Л.Альтшулер |
Галатея |
3 |
2 |
Песенное
перемирие |
3 |
1 |
О.Пономарев |
Соглашайся на
легкий флирт |
5 |
4 |
Т.Наумова * |
Скрипка Паганини |
1 |
1 |
Счастье |
1 |
1 |
С.Пронин |
Ну, для чего все
это нам |
2 |
2 |
Е.Бурукин |
Посвящение
«Бригантине» |
2 |
2 |
И.Байков |
Мы играем
спектакль |
1 |
1 |
М.Ляшенко |
Странник |
1 |
1 |
М.Шатский |
Что-то мне
взгрустнулось |
1 |
1 |
*
см. замечание о купировании исходных данных
Итак, тульские авторы составляют чуть более 5% от общего числа представленных авторов, а их песни – 2% с небольшим от общего числа песен. Выстраивать какие-либо внутри тульские рейтинги при таком объеме выборки не представляется целесообразным. А киты и слоны видны невооруженным взглядом: бессмертный шлягер О.Пономарева исполнялся пять раз четырьмя исполнителями, зато две песни Л.Альтшулера два исполнителя спели шесть раз. Ничья.
III.4.2. Обломовщина и групповщина
С поставленным в начале исследования вопросом: «каких творцов менее, чем 35-40-летних, более-менее широко знает народ?» наблюдается некоторый облом. Более-менее широко народ знает классиков (или, по крайней мере, поет публично). Все авторы, попадающие в указанные при постановке задачи возрастные рамки, находятся в зоне гистограммы, обычно отсекаемой со словами «в пределах погрешности измерений». (Еще раз полюбуйтесь таблицами II.2, III.2, III.3.) Чтобы хоть как-то удовлетворить любопытство постановщика задачи, попытаемся провести некоторое группирование данных.
Не утруждая себя каким-либо обоснованием, выделим две группы авторов, отчасти соответствующих предложенному постановщиком критерию отбора.
1) ассоцианты 32.08: А.О`Карпов (8 исполнений), И.Белый (1), Т.Королева (1). На всю ассоциацию – 10 исполнений, стараниями почти исключительно М.Мозжечкова и М.Денисова.
2) лауреаты Второго канала: А.Лазарев, Н.Воробьева, Н.Вотинцева по одному исполнению на каждого.
Таким образом, знают (шесть авторов исполнены семью исполнителями). Но скорее менее, чем более широко.
III.4.3. И, конечно, припевать лучше хором
В исходной постановке задачи содержался ещё один вопрос: «кого сейчас хоть чуть-чуть поют сообща?»
Ансамблями (без учета постоянных или случайных дуэтов и трио) свершен 31 творческий акт, при этом 13 из них были нами ранее отнесены к «ритуальным».
Остальные – вполне могли бы также считаться таковыми. Данные по ансамблевому исполнению приведены в таблице III.5. и в комментариях не нуждаются.
Таблица III.5. Песни, исполненные ансамблем
Название |
Автор |
Количество
исполнений |
Милая моя |
Ю.Визбор
|
5 |
До свиданья,
дорогие |
Ю.Визбор |
5 |
Вечер бродит |
А.Якушева
|
2 |
Старинная
грузинская |
Б.Окуджава
|
2 |
Неистов и
упрям |
Б.Окуджава
|
1 |
Из окон
корочкой |
Б.Окуджава
|
1 |
Поднявший меч
на наш союз |
Б.Окуджава
|
1 |
Только так!
|
Иваси
|
1 |
Давайте
восклицать |
Б.Окуджава |
1 |
Кудряшки |
Автор не
установл. |
1 |
Как здорово,
что все |
О.Митяев
|
1
|
Стрелять, так
стрелять |
А.Розенбаум
|
1 |
Снег |
А.Городницкий |
1 |
Мы с тобой
давно уже не те |
Ю.Аделунг
|
1 |
Чистые пруды |
А.Городницкий
|
1 |
Пора в дорогу,
старина |
В.Ланцберг |
1 |
Посвящение
"Бригантине” |
Е.Бурукин
|
1 |
Люди идут по
свету |
Р.Ченборисова
|
1 |
Весеннее танго
|
В.Миляев
|
1 |
Снег идет |
С.Никитин
|
1 |
Многоголосье |
Ю.Визбор |
1 |
III.5. Обобщение результатов исследования. Основные выводы
Построим пересечение множества песен с максимальным количеством исполнений (творческих актов, графа ТА) и максимальным количеством исполнителей (графа
КИ). Рейтинги по каждому критерию соответствуют средним значениям групп в таблицах II.4 и III.1 (графы Р1, Р2). Итоговый рейтинг определяет как сумма Р1 и Р2.
Таблица III.6. Обобщенная таблица популярности песен
|
Название |
Автор |
ТА |
Р1 |
КИ |
Р2 |
Итоговый
рейтинг |
1 |
Зелёная
карета |
А.Суханов |
7 |
1.5 |
5 |
2 |
3.5 |
2 |
Тронется |
О.Митяев |
6 |
4 |
6 |
1 |
5.0 |
3 |
Милая моя |
Ю.Визбор |
7 |
1.5 |
4 |
3.5 |
5.0 |
4 |
Штучка |
В.Кабанов |
6 |
4 |
3 |
8.5 |
12.5 |
5 |
Соглашайся на
легкий флирт |
О.Пономарёв |
4 |
13.5 |
4 |
3.5 |
17 |
6-7 |
То были капли
дождевые |
Мищуки |
44 |
13.5 |
3 |
8.5 |
22.0 |
Девушка из
харчевни |
Н.Матвеева |
4 |
13.5 |
3 |
8.5 |
22.0 |
Итак,
для Тулы начала XXI века песня всех времен и народов – «Зелёная карета». Немного отстает тронувшийся О.Митяев. Единственный попавший в семёрку лидеров классик Ю.Визбор дисквалифицирован за неоспоримую ритуальность его милой.
Проведем аналогичную операцию с авторами, дополнив обобщенные показатели параметром КИП - количество известных песен. Итоговый рейтинг определятся как сумма промежуточных. Заметим, что использования для интегральной оценки суммы частых рейтингов, на наш взгляд, дает более объективный результат, чем простое суммирование рейтингообразующих факторов (количества исполнений, исполнителей, песен), поскольку частные рейтинги осреднены по количеству авторов в каждой рейтинговой группе. Помимо указанного, интегральный критерий позволяет сгладить флуктуации частных рейтингов, связанные с выявленными ранее феноменами «авторов и песен одного исполнителя».
Таблица III.7. Обобщенная таблица популярности авторов
|
Автор |
ТА |
Р1 |
КИ |
Р2 |
КИП |
Р3 |
ТА+КИ+КИП |
Итоговый рейтинг |
1 |
Ю.Визбор |
49 |
1 |
20 |
1 |
29 |
1 |
98 |
3 |
2 |
Иваси |
35 |
2 |
13 |
3 |
24 |
2 |
72 |
7 |
3 |
Б.Окуджава |
25 |
4 |
15 |
2 |
20 |
3 |
60 |
9 |
4 |
О.Митяев |
27 |
3 |
11 |
4 |
19 |
4 |
57 |
12 |
5 |
Ю.Кукин |
14 |
8.5 |
9 |
7 |
10 |
7 |
33 |
22.5 |
6-7 |
В.Высоцкий |
15 |
7 |
6 |
14 |
12 |
5 |
33 |
26 |
В.Егоров |
14 |
8.5 |
7 |
10.5 |
10 |
7 |
31 |
26 |
8 |
Мищуки |
13 |
12.5 |
9 |
7 |
8 |
13.5 |
30 |
33 |
9-10 |
Е.Клячкин |
13 |
12.5 |
7 |
10.5 |
8 |
13.5 |
28 |
36.5 |
А.Розенбаум
|
12 |
15.5 |
6 |
14 |
10 |
7 |
28 |
36.5 |
11 |
Ю.Ким |
10 |
19.5 |
10 |
5 |
8 |
13.5 |
28 |
38 |
12 |
А.Городницкий
|
10 |
19.5 |
7 |
10.5 |
8 |
13.5 |
25 |
43.5 |
13-14 |
М.Щербаков |
12 |
17 |
5 |
18 |
9 |
9.5 |
26 |
44.5 |
В.Берковский |
13 |
12.5 |
6 |
14 |
7 |
18 |
26 |
44.5 |
15-16 |
А.Суханов |
13 |
12.5 |
9 |
7 |
5 |
25.5 |
27 |
45 |
О.Красота |
19 |
5.5 |
4 |
26 |
8 |
13.5 |
31 |
45 |
17 |
В.Попов |
12 |
15.5 |
4 |
26 |
6 |
22.5 |
22 |
51.5 |
18 |
В.Ланцберг |
9 |
23.5 |
7 |
10.5 |
6 |
22 |
22 |
56 |
19-20 |
С.Никитин |
9 |
23.5 |
5 |
18 |
7 |
18 |
21 |
59.5 |
А.Киреев |
9 |
23.5 |
5 |
18 |
7 |
18 |
21 |
59.5 |